После печати детали плуга необходимо отделить от системы опор (их называют поддержки), они получаются в силу особенностей технологии печати и нужны для удержания элементов модели.
Всем привет! Вашему вниманию небольшая история про очередное пополнение в моей коллекции - решил поставить себе на полку модель гусеничного трактора Т-150 в масштабе 1:43, которая несколько лет назад вышла в наборе для самостоятельной сборки от фирмы AVD Models.
Любую модель я начинаю с просмотра фотографий реального прототипа. Особенный интерес вызывают рабочие машины с ржавчиной и следами эксплуатации. Этот Т-150 со всех сторон можно разглядеть в одном из видео Ивана Зенкевича.
Вариант трактора с отвалом, который предлагают в наборе мне не очень нравится, поэтому принял решение делать трактор с плугом. Но сначала на очереди сборка самого трактора.
Колесную модификацию трактора Т-150 я уже собирал, мне очень понравился функционал той модели: поворотная качающаяся рама, рабочая навеска и гидроцилиндры поворота полурам.
Собирать Т-150Д оказалось не менее интересно. Здесь также есть рабочая навеска, которая собирается довольно просто - на металлических штифтах, концы которых развальцовываются. Так же очень просто сделать качающиеся тележки катков, но нужно не забыть положить груз в заднюю часть трактора, иначе он будет заваливаться на нос из-за металлического капота.
Деталей в этой модели вполне достаточно, чтобы не заскучать. Разбиваю модель на подсборки для удобства покраски. С моделями АВД такой подход наиболее удобен, т.к. основные детали между собой соединяются на винтах.
Свои модели я окрашиваю с помощью аэрографа. Предпочитаю работать с акриловыми красками Тамии - по мне одна из лучших модельных красок под аэрограф. Также использую аналогичные Тамии краски Mr. Hobby, их без проблем можно смешивать друг с другом, ведут они себя предсказуемо.
Эту модель я красил без предварительного грунта, т.к. тамиевский акрил обладает хорошей адгезией и после полного высыхания держится и без грунта прекрасно.
К тому же, по моему мнению, в окраске моделей грунт нужен больше для выявления всех недочетов поверхности перед покраской и выравнивая переходов цвета между пластиком и металлом. Т.к. модель будет со следами эксплуатации, то эти моменты мне не принципиальны.
Убираю поддувы краски и делаю окрас мелочей кисточкой, использую Мастер-акрил Звёзды, который очень хорош в работе с кистью. Далее методом "сухой кисти" выделяю металликом элементы на раме трактора и окрашиваю двигатель в серебрянку. Затем на очереди глянцевый лак и смывка.
Для выделения расшивки и выступающих элементов на кабине использую коричневую смывку, зазоры дверей прохожу черной смывкой. После высыхания убираю излишки ватной палочкой. После высыхания смывки перевожу декали на модель.
Кабина трактора будет прекрасно видна через стекла, так что ей тоже стоит уделить внимание: окрас мелочей, смывка, сухая кисть металликом и поверх этого немного пигментов земляного цвета, чтобы приглушить цвета.
Стройка модели потихоньку идёт к своему завершению, впереди нанесение эффектов эксплуатации.
Самое время взяться за создание модели плуга. Производители масштабных моделей обходят стороной различные сельхоз агрегаты и доступных их копий в масштабе 1:43 нет. Ну а изделия частных мастеров или мастерских как правило имеют не малую цену. В случае с плугом к модели трактора цена за плуг превысила бы цену за саму модель.
Но для меня это совершенно не повод отказываться от идеи собрать модель Т-150 агрегатированного с плугом. А помогут мне в этом современные технологии, а именно фотополимерная 3d-печать. Но обо все по порядку.
Начинается все как всегда с просмотра фотографий прототипа, а также теперь мне нужны чертежи с размерами.
Т-150 обычно работают в связке с плугом ПЛН-5-35. Приступаю к его созданию. Для начала померил необходимые размеры на навеске трактора, а затем по этим размерам и чертежам создал в программе Fusion 360 3d-модель плуга.
Модель я изначально проектировал в виде кита для сборки, далее осталось подготовить управляющую программу для принтера и запустить файл на печать.
Печать ведётся на фотополимерном принтере, эта технология 3d-печати даёт отличную точность и хорошо подходит для нашего хобби. Материал печати специальная полимерная смола.
После печати детали плуга необходимо отделить от системы опор (их называют поддержки), они получаются в силу особенностей технологии печати и нужны для удержания элементов модели.
Ну а затем все собирается воедино, на супер-клей. А далее окраска и немного пигментов.
Но прежде я решил напечатать ещё один немаловажный элемент трактора. Это траки для сборки гусеничной ленты.
В наборе лента траков дана единой резиновой деталью, которая ещё и подразумевает склеивание ее в стык. Ну и самое ужасное - она висит в воздухе, а не лежит на опорных катках, как ей полагается. К тому же я сделал подвижные тележки опорных катков, что бы работа не была проделана зря тут необходимы красивые наборные траки.
Траки для сборки существуют в наборах от Петрограда, но сейчас их очень сложно найти в продаже. Поэтому выходом снова становиться 3d-печать.
Траки проектировал для возможности сборки "на щелчок", без соединительных пальцев отдельными деталями. Сама лента сохраняет подвижность, но в силу конструкции не выдержит интенсивных нагрузок, поэтому по столу модель лучше не катать. Зато рабочие балансиры работают отлично с такими гусеницами.
После примерки плуга на модель приступил к его окраске. Тут все просто: быстро все в базу кистью, хром из маркера «Молотов», который от времени стал больше походить на обычную серебрянку, и немного смывки и пигментов для предания плугу рабочего вида.
Самое время вернуться к самой модели трактора, по ней остались финальные штрихи и сборка всех компонентов вместе. Настоящие трактора чистыми я видел разве что на выставке, поэтому с нанесением следов эксплуатации на модели можно не жадничать. В моем Т-150 я постарался передать образ трактора прямиком с поля, остановившегося только для того, чтобы тракторист чуть отдохнул за свой тяжёлый рабочий день.
Нанесение следов эксплуатации или же "везеринг", начиню его со сколов краски на кабине
Затем также наношу сколы на раму и капот трактора, а также делаю ржавые подтёки с помощью масляной краски. Сами же сколы рисую Мастер-акрилом "Звёзды" тонкой кистью и спонжем.
Ржавчину с текстурой делаю специальным эффектом от Vallejo, он сделан на основе акриловой краски. Затем наношу пигменты на раму и те места трактора, куда могла попасть грязь.
Далее делаю общее запыление жидкоразведеным акрилом с аэрографа. Устанавливаю на свои места стекла и дворники, а также линзы фар.
Траки и плуг на модель я примерил ранее, теперь остаётся только окрасить их и установить на трактор.
Модель закончена, кто увидел небольшую ошибку в установки гусениц на трактор - молодец!)) Теперь время финального фотосета.
Подвеска благодаря сборным тракам сохраняет свою работоспособность.
А плуг ПЛН-5-35 снимается и может быть установлен на другую модель.
Но Т-150 и без плуга смотрится вполне брутально.
Набор в сборке мне очень понравился, от сборки я получил только положительные эмоции, но при этом в наборе есть куда приложить руки и что доработать. Отдельный шарм модели придают подвижные элементы. Так что при сборке скучать точно не придется!
Всем спасибо за внимание, моделируйте с удовольствием!
Подпишитесь на рассылку
Будьте всегда в курсе наших специальных предложений!