Прототип.
Рассказывать о прототипе, наверное, смысла нет. Каждый, кто хоть немного интересуется бронетехникой, наверняка слышал про этого последнего двухбашенного монстра Кировского завода, который вместе со своим братом Т-100 поставил жирную точку в летописи многобашенных тяжелых танков прорыва.
К сожалению, танк до наших дней не сохранился. Изготовленный всего в одном экземпляре, он с началом советско-финской войны был снят с полигонных испытаний и направлен на фронт для проверки в боевой обстановке.Воевал он мощно, но недолго. Первый бой он провел 17-го декабря, на третий день боев прорвал финскую оборону и продвинулся вглубь укреплений, но что не смогли сделать финские противотанковые пушки, сделал фугас. Починить подорванный танк экипажу не удалось, эвакуировать тоже не получилось, и он остался на месте подрыва до того момента, как советским войскам удалось прорвать линию Маннергейма. Вывезли его в марте на Кировский завод, который должен был в течение 1940 года восстановить тяжелый танк и передать его в Кубинку. Не срослось. До начала Великой Отечественной войны завод к этим работам так и не приступил, потом было не до него, а после войны остатки отправили на переплавку.
Многие очень хотели бы видеть модель СМК у себя на полке, но, к сожалению, до 2018 года его пришлось бы делать самому с нуля (что не каждому по силам), либо искать мелкосерийные безумно дорогие смоляные варианты (что не каждому по карману). Наконец, свершилось. В 2018 году СМК в 35-м масштабе выпустил Takom, а в 2020-м и Trumpeter.
Коротко о модели. Считаем пулеметы.
Те, кто уже успел почитать отзывы о Такомовской модели, могут в полной мере перенести их и на эту, как заявил Трубач «первый выпуск – новый комплект» модель.
Как утверждают знатоки, Такомовская модель грешила отсутствием сварных швов, неправильной первой парой катков (передние катки на СМК были утяжеленные без перфорации). Модель от Таком я не видел, но в модели Трубача это все повторилось. Впрочем, устранить эти мелочи по силам моделисту даже с минимальным опытом сборки.
Меня лично озадачило другое. СМК имел на вооружении ПЯТЬ пулеметов. Четыре ДТ (курсовой, два спаренных с пушками в башнях и зенитный на турели) и 12,7-мм пулемет ДК в кормовой нише главной башни. Правда, потом ДК заменили на ДТ, а турель сняли.
Trumpeter положил в набор всего ТРИ пулемета (на турели, в кормовой нише и отдельно ствол курсового), все ДТ. Конечно, при наличии турели я предпочел бы в кормовой нише видеть ДК, ну да ладно. Но вот отсутствие спаренных с пушками пулеметов это проблема. Мало того, что их надо докупать, но это потянет за собой и доработку пушечных масок, что уже не фонтан.
Скорее, это не мелкое жлобство наших китайских друзей, а просто элементарное незнание матчасти, что тоже плохое оправдание.
Так что перфекционисты будут разочарованы, без доработок не собрать ни летний, полигонный вариант, ни зимний, воевавший.
Смотрим, что в коробке.
Большая, очень плотная коробка. Посидеть на ней, конечно, не удастся, но перевозку она выдержит, даже в метро в час пик. По доброй китайской традиции корпусные детали в отдельной выгородке, которая их фиксирует и служит дополнительным ребром жесткости. Для большей сохранности детали даже проложены мягким упаковочным материалом. Литники лежат плотно и не болтаются.
Инструкция тоже по китайской традиции только на английском и китайском, впрочем, читать там особо и нечего, кроме стандартных предупреждений и пиктограмм всего один, но очень подробный абзац по работе с декалью, для одной звездочки даже перебор.
На одном листе даны два варианта камуфляжа, что приятно, с табличками соответствия цвета по шести фирмам – производителям, правда, предлагается обойтись всего четырьмя оттенками: защитный, два черных и белый, который используется только в зимнем варианте.
Схемы сборки логичны и понятны, плюс на стыковочных местах присутствует так называемая «защита от дурака», большинство деталей с профилированными ножками, которые вставляются в профилированные отверстия. Так что собрать что-то не так, как задумано производителем вы сможете, только если очень упорны и одарены физически.
Корпус, башни и подвеска.
К корпусным деталям претензий нет, точное очень аккуратное литье. Литники расположены там, где надо, следов от толкателей на лицевых поверхностях нет, зачистка минимальна.
То же самое можно сказать и о башнях. Больше всего порадовало членение. Никаких сложных стыковок под разными углами, все, что можно отлить единым целым – так и отлито. Еще можно похвалить за отличную стыкуемость, не требуется никакой подгонки и шпаклевки, все встает на место с минимальными зазорами без перекосов.
Люк малой башни и круглые люки МТО можно собрать в открытом и в закрытом положениях, а главной башни даже подвижным, после сборки можно открывать и закрывать. Хотя смысла в этих наворотах я не вижу. Ну, открыли и сразу захлопнули, что толку то пустоту разглядывать?
Стволы пушек очень хорошие, стыка литформы практически не видно, отверстие в стволе аккуратное с тонкими стенками, рассверливать не требуется, разве что вы захотите сделать его чуть глубже, под определенным углом видна глубина. Единственный минус, да и то для очень большого знатока – это крепление пушек. Обе орудийные маски заканчивались трубой или втулкой, в которую вставлялась пушка. Поэтому в реалии между пушкой и трубой (втулкой) был зазор. Предложенные же Трубачем варианты крепления обоих пушек такой нюанс исключают, переход пушки в маску скорее похож на ступенчатый цилиндр.
Что огорчило, так это пулеметы. Мало того, что их не хватает (см.выше), но и те что есть тихий ужас. Очень топорные, ствол с направляющей трубкой расходятся под углом. Да вдобавок чересчур тонкие, особенно ствол курсового. Не думаю, что он доживет у вас до конца сборки, ломается на раз.
Самое интересное, что для зенитного пулемета, который не выдерживает никакой критики, в сборке турели задействовано аж пять элементов фототравления, изящество которых, впрочем, весьма успешно сглаживается довольно грубой и уродливой пластиковой консолью.
Торсионы имеют небольшой люфт в посадочном узле, их можно установить под разными углами. Это должно понравиться любителям диорам и подставок: удобно подогнать ходовую под рельеф местности.
Ходовая. Назад, в будущее.
Если к предыдущим литникам вопросов не было, то сейчас они начнутся. На ходовой Трубач решил конкретно экономить. Поэтому литники, относящиеся к ходовой части, взяты от другой, более ранней моделиКВ. В принципе, криминала в этом нет, КВ это укороченный СМК с одной башней, разрабатывался параллельно с ним в одном КБ, одним главным конструктором.
Плохо, что литформы никто обновлять не планировал и все отлито на старых, уже честно отработавших свой ресурс на предыдущей модели, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Все колеса и катки на четырех литниках.Из первого вам понадобятся конуса поддерживающих катков, механизм натяжения, ограничители (отбойники) хода балансиров и ведущее колесо с ленивцем.Тут вас ждет облой, в лучших традициях Восточного экспресса 15-ти летней давности, смещение литформ и прочие досадные мелочи. На направляющих колесах литники выведены в самый край обода на лицевой части, слава богу, они тонкие, и, при известной осторожности, форму обода вы не повредите.
В качестве бонуса за полученные неудобства вам останется пара ненужных кусков корпуса от КВ и много полезной мелочевки, вроде снегоочистителей, строповых петель, проушин для тросов с серьгами и прочего.
Остальные три литника на опорные катки. Нестандартное три потому, что по одному борту у КВ было шесть катков (по одному литнику на сторону), а у СМК восемь. Тут и разгадка отсутствия усиленного катка: вместо того чтобы делать новую литформу для четырех недостающих катков, из которых два нестандартных, гораздо дешевле положить третий литник с одинаковыми катками, из которых два будут лишними.
Опорные катки немного лучше, но, почему-то, внутренняя сторона, которую на собранной модели не видно, пропечаталась гораздо контрастнее внешней, лицевой, там рисунок немного «замылен». Впрочем, может это и соответствует истине, на известных мне фотографиях ребра жесткости катков тоже не имеют четких очертаний.
В «сборной солянке» я сразу проверяю стыковку деталей из «новых» и «старых» литников. В данном случае это необходимо: колеса и катки на оси не садятся, надо растачивать отверстия в колесах и катках, и, поверьте, сделать это гораздо удобнее до того, как вы полностью соберете их согласно инструкции.
Самым главным сюрпризом для вас будут траки. Это действительно вишенка на торте, испеченном нашими китайскими друзьями.
Честно говоря, последний раз такое гениальное по простоте решение я видел лет 20 назад на Т-40 от MAQUETTE. Судя по тому, что литников опять нечетное количество, опять не обошлось без донора. Заново изготовлена только верхняя часть гусеничного обвода. Слава богу, что она выполнена с провисами гусеницы, довольно точно попадающими на поддерживающие катки.
Остальную часть обвода можно собрать как по предложенной схеме, так и попробовать свой вариант, кусков гусеничной ленты различной длины и отдельных траков в избытке. В любом случае вам не придется стыковать их под правильными (без закруглений) углами, как предлагал на Т-40 MAQUETTE и даже, при желании, выбрать не только «асфальтовую» плоскость опорной поверхности.
Прочая мелочевка.
В набор входит плата фототравления с двумя сетками (на воздухозаборник МТО и, что важно на кормовой выброс), две пластины с болтами на кронштейны гусеничных полок и детали турели.
Прозрачный литник и порадовал и огорчил одновременно. С одной стороны наличие всех смотровых приборов большой плюс, здорово оживляет модель. А вот стеклышко фары из-за глубоких и частых насечексовершенно непрозрачное. Возможно, это можно исправить лаком, я заморачиваться не стал, просто выбросил и заменил на другое.
Так же дан металлический трос, вполне хватит для двух кусков стандартного размера 3,5 метра. Правда, на мой взгляд, коуши длинноваты, а крепление натяжителя слишком близко к носу машины, тросу будет трудно придать естественное положение. Хотя, может это и вкусовщина.
Про декаль сказать нечего, звезда и звезда, судя по сохранившимся фотографиям СМК совершенно лишняя.
Краткие итоги.
Соответствие прототипу, в принципе приличное. Про пулеметы, передние катки и сварные швы мы уже говорили. Можно добавить еще передний срез гусеничных полок (реально он был косой) и отсутствие брызговиков. Но эти недостатки не критичны и, при желании, успешно лечатся.
Больше разочаровывает явное пренебрежение к ходовой части. На фоне хорошей деталировки турели, башен и крыши корпуса ходовая простовата. Ощущение, что смотришь на даму в изящной шляпке, красивом платье и в валенках. Впрочем, спасти ситуацию может грамотный везеринг.
В целом модель вполне достойная и нормально собирается. От сборки можно получить удовольствие, так как нет ненужных, нудных и бестолковых трудозатрат.Попотеть придется над окраской, так как модель достаточно большая, много плоскостей, которые придется как-то выделять, чтобы поймать объем.
Отдельное спасибо хочется сказать Трумпетеру за выбор прототипа, благодаря ему этот знаковый танк стал доступнее для коллекционеров и собирателей бронетехники времен Второй Мировой войны.
Подпишитесь на рассылку
Будьте всегда в курсе наших специальных предложений!