Французские танки Первой мировой и межвоенного периода.
Появление танка немногим более 100 лет назад, как потенциальной возможности выхода из тупиковой ситуации в окопной позиционной войне дало военным новое оружие, которое используется до сих пор.
Среди этих ранних «сухопутных кораблей» были танки французской конструкции, такие как Schneider и Saint-Chamond, разработанные одновременно с их британскими аналогами ромбовидной формы.
Однако все они были быстро вытеснены революционным французским танком Renault FT-17, вооружение которого было установлено в башне, вращающейся на 360 градусов. Эта очень успешная машина была экспортирована во многие страны после Первой мировой войны. Она, по существу, определила стандартную компоновку танка, которая используется до сих пор и по-прежнему соответствует компоновке современных боевых танков.
Можно даже утверждать, что FT-17 был слишком успешным, поскольку французская армия не чувствовала необходимости разрабатывать другие серьезные модификации до 1930-х годов.
Между 1931 и 1932 годами французские военные власти приняли директивы, которые положили конец монополии на танки для поддержки пехоты. Они предпочли им "Combat Autitrailleuses" (AMC), которые будут вооружать кавалерийские дивизии.
В то же время они запросили броневики и гусеничные машины для разведывательных задач (AMD и AMR), такие как «Лаффли», «Панар» и «AMR33/35».
Разработка SOMUA S35
В июне 1934 г. обновленные технические требования предусматривали создание AMC массой 13 т, с броней 40 мм, способностью развивать скорость 30 км / ч и дальностью действия 200 км. Они должны были иметь экипаж из трех человек, и вооружены 25-мм или 47-мм пушкой.
Оригинальные конструкции AMC, основанные на более легких автомобилях AMR, оказались в значительной степени неэффективными. AMC 35 французский лёгкий танк поддержки кавалерийских соединений 1930-х годов был создан фирмой «Рено» в 1934—1936 годах по заказу французской кавалерии. Но, возросшим после 1934 года требованиям к защищенности он уже не соответствовал. Выпустили порядка 100 машин.
На этом фоне дочерней компании Schneider SOMUA, которая отвечала за разработку AMC, было поручено разработать танк в соответствии с возросшими техническими требованиями, и в марте 1936 г. их прототип AC4 с 47-мм пушкой SA34 был выбран для развертывания в кавалерийских частях. Он был назван Char 1935 S, или SOMUA S35, в связи с годом создания первого прототипа.
Первоначальный заказ был составлен из пятидесяти танков. Далее, как ожидалось, количество танков должно было вырасти до 600, но к моменту капитуляции французов в июне 1940 года успели выпустить 434 машины (по разным оценкам) и производство остановилось.
Корпус SOMUA S35 состоял из четырех секций, собранных на болтах, и, как и башня, был в основном из литого металла. Его закругленная броня в лобовой проекции имела толщины 40 мм на корпусе и 56 мм на башне.
Башня APX 1 CE была оснащена 47-мм пушкой SA35, которая могла пробивать 35-мм броню на 400 м, что более чем достаточно для поражения немецких танков того времени. Вспомогательным вооружением был спаренный пулемет с ограниченным отклонением. Такое сочетание огневой мощи и защищенности делало его грозным противником.
Подвеска состояла из четырех тележек, установленных на листовых рессорах с каждой стороны, и независимым девятым задним колесом. Подвеска защищалась бронированными пластинами. 8-цилиндровый двигатель SOMUA мощностью 190 л.с. позволял танку развивать скорость до 40,7 км / ч. Экипаж состоял из водителя и радиста спереди и командира в башне.
Боевое применение SOMUA S35
Французские танки поставлялись бронетанковым дивизиям и легким механизированным дивизиям, пришедшим на смену кавалерийским частям; кавалерийский танк SOMUA S35, таким образом, был в значительной степени интегрирован в последние. Драгунским и кирасирским полкам было выделено по 48 машин.
Несмотря на то, что SOMUA S35 участвовал в боях лишь в течение ограниченного времени до падения Франции, он несколько раз доказал свою эффективность. Он воевал в составе 2-й и 3-й легких механизированных дивизий в битве при Жамблу, Бельгия, с 12 по 14 мая 1940 года; 47-мм пушка неоднократно пробивала немецкие танки противника. SOMUA S35 1-й легкой механизированной дивизии 17 мая сражался с немецкой 5-й танковой дивизией, а затем поддержал британскую Матильду в битве при Аррасе 21 мая. SOMUA S35 входили в состав 3-го кирасирского полка 4-й бронетанковой дивизии полковника де Голля, который атаковал Креши 19 мая.
Фактически, немецкие войска также высоко оценили SOMUA S35, поскольку они продолжали использовать 300 трофейных образцов - без серьезных модернизаций после падения Франции, танк даже присоединился к операции «Барбаросса» в составе 221-го немецкого танкового батальона. S35 также оснащали французские подразделения в Виши в Западной Африке.
Танк был принят на вооружение Вермахта под обозначением Pz.Kpfw. S35 739 (f). По своим боевым характеристикам S35 являлся одним из лучших танков, имевшихся на тот момент в распоряжении Германии, объективно уступая лишь немногочисленным на тот момент Pz. IV.
С высадкой войск антигитлеровской коалиции в Нормандии и началом освобождения Франции были вновь воссозданы французские бронетанковые войска. Наряду с поставленной Великобританией и США бронетехникой, они укомплектовывались и отбитыми у немцев французскими машинами, включая S35. 13-й драгунский полк был воссоздан 7 октября 1944 года, и 20 декабря 1944 года, имея в своём составе 17 S35, был отправлен на фронт в составе Французских западных сил. В январе — апреле 1945 года полк принимал участие в боях в районе Руайана, а после окончания боевых действий вошёл в состав 3-й бронетанковой дивизии, нёсшей оккупационную службу в Германии, прежде чем был окончательно расформирован в апреле 1946 года. Это еще раз свидетельствует об эффективности его конструкции.
Сохранившиеся экземпляры, где можно увидеть:
По состоянию на начало 2000-х годов, в музеях сохранилось по меньшей мере четыре экземпляра S35, основную часть которых составляют модифицированные вермахтом машины, с люком командирской башенки.
Бронетанковый музей в Кубинке (Россия)
Музей Абердинского полигона (США), единственный сохранившийся S35, не модифицированный вермахтом.
Подпишитесь на рассылку
Будьте всегда в курсе наших специальных предложений!