Все категории
  • Все категории
  • Модели военной техники
    • Военные автомобили и мотоциклы
      • Декали
      • Фигуры водителей и десанта
      • Окрасочные маски
      • Колеса
      • Фототравление
    • Танки
      • Декали
      • Металлические стволы и антенны для танков
      • Конверсии
      • Маски, трафареты, шаблоны
      • Фототравление
      • Траки и колеса
    • Артиллерия
      • Противотанковые пушки
      • Гаубицы
      • Зенитные и ракетные установки
      • САУ
    • Бронетехника
  • Автомобили и мотоциклы
    • Легковые автомобили
    • Формула 1
    • Автобусы и трамваи
    • Грузовики
      • Бортовые грузовики
      • Катки
      • Автокраны
      • Автоцистерны
      • Самосвалы
      • Тягачи
      • Пожарные автомобили
    • Трактора
    • Мотоциклы
  • Железная дорога
    • Военная железная дорога
      • Бронепоезда
    • Гражданская железная дорога
  • Авиация
    • Дирижабли
    • Учебно-тренировочные
      • Фототравление для учебных самолетов
    • Гражданские самолеты
      • Фототравление для гражданских самолетов
    • Военные самолеты
      • Бипланы
      • Транспортные
      • Штурмовики
      • Истребители
      • Бомбардировщики
    • Вертолеты
      • Фототравление для вертолетов
  • Корабли
    • Военные корабли
      • Эсминцы
      • Авианосцы
      • Катера
      • Крейсера
      • Броненосцы
      • Линкоры
    • Подводные лодки
      • Фоторавление
    • Парусные корабли
    • Гражданские корабли
    • Деревянный флот
  • Миниатюры и бюсты
    • Фигуры животных
    • Дополнения для фигур
    • Фигуры
      • Солдатики
    • Бюсты
  • Здания и сооружения
    • Дома
    • Церкви
    • Маяки
  • Модельная химия
    • Растворители
    • Лаки
      • Полуматовые
      • Глянцевые
      • Матовые
    • Краски
      • Акриловые краски
      • Эмалевые краски
      • Аэрозольные
      • Маркеры
      • Масляные краски
      • Тематические наборы
    • Составы для эффектов
      • Фильтры
      • Пигменты
      • Эффекты
      • Смывки
    • Химия
    • Клей
    • Грунтовки и шпатлёвки
  • Модельные инструменты
    • Наборы инструментов
    • Маскировочные ленты
    • Коврики для резки
    • Ручной инструмент
      • Пинцеты
      • Зажимы
      • Надфели
      • Лезвия для ножей
      • Ножи и кусачки
    • Кисти
    • Расходные материалы
    • Электроинструмент
      • Сверла
      • Микродрели
    • Аксессуары для работы
  • Дополнения к моделям
    • Маски, трафареты, шаблоны
    • Фототравление
    • Точеные стволы
    • Траки и колеса
    • Декали
    • Дополнения и конверсии
  • Аэрографы и акссесуары
    • Компрессоры
    • Сопла
    • Аэрографы
    • Шланги
    • Расходные материалы для аэрографов
    • Иглы для аэрографов
    • Аксессуары для аэрографов
  • Материалы для моделирования
    • Грунт и пасты
    • Деревья и растения
    • Материалы
      • Проволока
      • Профили
  • Фантастика и космос
  • Модели из бумаги
    • Автомобили
    • Здания
    • Бронетехника
    • Модели кораблей
    • Модели самолетов
  • Аксессуары для диорам
  • Боксы и подставки
  • Печатная продукция
    • Книги
    • Журналы
  • Модели для сборки без клея
  • Модели для детей
    • Бумажные модели
    • Пластиковые модели
  • Военно-исторические игры
  • Плоские модели
  • Подарочные сертификаты
  • Подарочные наборы
  • Готовые модели
    • Миниатюры
    • Модели
Поиск
г. Москва м. Парк Культуры Кропоткинский пер. 4 стр. 1
Пн—Вс, 10:00 - 20:00
8-926-799-01-49
Вам перезвонить?
0 руб.
0

Рассказы о прототипах » Т-44. В погоне за утраченным превосходством.

Т-44. В погоне за утраченным превосходством.

Т-44 это танк, который вполне мог побороться с «Пантерой» за титул лучшего танка Второй мировой войны. Или, по крайней мере, вместе с Т-34-85 гордо носить звание «Танка Победы». Не сложилось. Впрочем, обо всем по порядку.

А.А. Морозов

«Пантеру» создавали в противовес Т-34, и её появление на поле боя кардинально изменило соотношение сил. Во встречном бою Т-34 оказался беспомощным перед «Пантерой». Победа в Курской битве далась танкистам ценой громадных потерь.

Перед советскими танкостроителями встала серьезная задача в срочном порядке восстановить преимущество. Одной из концепций дальнейшего развития стала концепция выравнивания боевых возможностей среднего танка относительно тяжёлого при условии сохранения превосходства среднего танка в скорости и манёвре. В полной мере она была реализована на танке Т-44, разработанном в 1943 - 1944 годах в КБ Уральского танкового завода № 183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова.

Т-44, в отличие от Т-43 был не глубокой модернизацией «тридцатьчетверки», а совершенно другим танком, который должен был ее заменить в роли основного и среднего танка РККА. Фактически, он стал первым в новом поколении танков и определил направление развития советского танкостроения на многие десятилетия вперед.

Пожалуй, основным новшеством было поперечное размещение двигателя, ставшее возможным после отказа от габаритной пружинной подвески Кристи и замены её торсионной. Применение повышающего редуктора между двигателем и расположенной параллельно коробкой передач уменьшило её размеры, воздухоочиститель убрали из развала цилиндров, более рационально скомпоновали систему охлаждения. Все эти мероприятия позволили уменьшить высоту корпуса на 300-мм по сравнению с танком Т-34 и сместить башню с 85-мм пушкой в центр корпуса. Появилась возможность, не нарушая центровки машины и не повышая ее массы по сравнению с Т-34, увеличить толщину лобового листа корпуса до 90-мм без перегрузки передних катков.

Тактико-технические характеристики:

Если сравнивать основные пункты ТТХ, получилась очень сбалансированная машина, превосходящая «Пантеру» по бронированию и подвижности, практически равная по вооружению, но значительно меньше и почти в полтора раза легче. Экипаж был четыре человека, но поскольку сократился за счет радиста, функционал командира не был перегруженным. Оставляли желать лучшего приборы наблюдения, но это уже проблемы не столько танка, сколько того уровня промышленности.

К сожалению, Т-44 так и не заменил Т-34. Несмотря на лучшие характеристики и изначально заложенный большой резерв по дальнейшему развитию (например, была предусмотрена возможность установки 100 мм пушки), предпочтение было отдано последней модернизации Т-34, а именно Т-34-85. Логика в этом решении, разумеется, есть. Т-34 к моменту появления Т-44 выпускался на шести заводах в количестве почти 1,5 тысяч в месяц. Перевод заводов на выпуск Т-44 означал резкое снижение объемов выпуска танков, что в условиях наступательных операций, успех которых обеспечивался массовостью применения, было недопустимо. 

Танки были расходным материалом, возможность достижения максимальных количественных показателей производства перевешивала потребность в улучшении качественных характеристик машины. Повторять печальный опыт немецких танкостроителей, когда освоение производства «Пантеры» чуть было не оставило вермахт вообще без танков, никто не собирался.

Т-44 пришлось ждать, пока его производство смогут наладить на вернувшемся из Кирова в Харьков заводе № 38 (переименован в № 75), до конца войны построили 190 машин, участия в боевых действиях принять они не успели.



Выпускали его до 47-го года, всего собрали порядка 1800 машин, после чего он уступил место своему прямому наследнику Т-54, который уже окончательно заменил Т-34



Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 и стальные противокумулятивные экраны, но новая машина получилась перетяжелённой и на вооружение принята не была.



Единственным вооруженным конфликтом, в котором участвовал Т-44, была Операция «Вихрь» (подавление Венгерского восстания в 56-м году). Интересно, что не воевавший в реальной жизни Т-44, стал чуть ли не самым воюющим танком в кинематографе.