Все категории
  • Все категории
  • Модели военной техники
  • Автомобили и мотоциклы
  • Железная дорога
  • Авиация
  • Корабли
  • Миниатюры и бюсты
  • Здания и сооружения
  • Модельная химия
  • Модельные инструменты
  • Дополнения к моделям
  • Аэрографы и акссесуары
  • Комбо наборы
  • Материалы для моделирования
  • Фантастика и космос
  • Модели из бумаги
  • Аксессуары для диорам
  • Боксы и подставки
  • Печатная продукция
  • Модели для сборки без клея
  • Модели для детей
  • Военно-исторические игры
  • Подарочные сертификаты
  • Подарочные наборы
  • Готовые модели
Найти
г. Москва м. Парк Культуры Кропоткинский пер. 4 стр. 1
Пн—Вс, 10:00 - 20:00
8-926-799-01-49
Вам перезвонить?
0 руб.
0

Рассказы о прототипах » Т-44. В погоне за утраченным превосходством.

Т-44. В погоне за утраченным превосходством.

Т-44 это танк, который вполне мог побороться с «Пантерой» за титул лучшего танка Второй мировой войны. Или, по крайней мере, вместе с Т-34-85 гордо носить звание «Танка Победы». Не сложилось. Впрочем, обо всем по порядку.

А.А. Морозов

«Пантеру» создавали в противовес Т-34, и её появление на поле боя кардинально изменило соотношение сил. Во встречном бою Т-34 оказался беспомощным перед «Пантерой». Победа в Курской битве далась танкистам ценой громадных потерь.

Перед советскими танкостроителями встала серьезная задача в срочном порядке восстановить преимущество. Одной из концепций дальнейшего развития стала концепция выравнивания боевых возможностей среднего танка относительно тяжёлого при условии сохранения превосходства среднего танка в скорости и манёвре. В полной мере она была реализована на танке Т-44, разработанном в 1943 - 1944 годах в КБ Уральского танкового завода № 183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова.

Т-44, в отличие от Т-43 был не глубокой модернизацией «тридцатьчетверки», а совершенно другим танком, который должен был ее заменить в роли основного и среднего танка РККА. Фактически, он стал первым в новом поколении танков и определил направление развития советского танкостроения на многие десятилетия вперед.

Пожалуй, основным новшеством было поперечное размещение двигателя, ставшее возможным после отказа от габаритной пружинной подвески Кристи и замены её торсионной. Применение повышающего редуктора между двигателем и расположенной параллельно коробкой передач уменьшило её размеры, воздухоочиститель убрали из развала цилиндров, более рационально скомпоновали систему охлаждения. Все эти мероприятия позволили уменьшить высоту корпуса на 300-мм по сравнению с танком Т-34 и сместить башню с 85-мм пушкой в центр корпуса. Появилась возможность, не нарушая центровки машины и не повышая ее массы по сравнению с Т-34, увеличить толщину лобового листа корпуса до 90-мм без перегрузки передних катков.

Тактико-технические характеристики:

Если сравнивать основные пункты ТТХ, получилась очень сбалансированная машина, превосходящая «Пантеру» по бронированию и подвижности, практически равная по вооружению, но значительно меньше и почти в полтора раза легче. Экипаж был четыре человека, но поскольку сократился за счет радиста, функционал командира не был перегруженным. Оставляли желать лучшего приборы наблюдения, но это уже проблемы не столько танка, сколько того уровня промышленности.

К сожалению, Т-44 так и не заменил Т-34. Несмотря на лучшие характеристики и изначально заложенный большой резерв по дальнейшему развитию (например, была предусмотрена возможность установки 100 мм пушки), предпочтение было отдано последней модернизации Т-34, а именно Т-34-85. Логика в этом решении, разумеется, есть. Т-34 к моменту появления Т-44 выпускался на шести заводах в количестве почти 1,5 тысяч в месяц. Перевод заводов на выпуск Т-44 означал резкое снижение объемов выпуска танков, что в условиях наступательных операций, успех которых обеспечивался массовостью применения, было недопустимо. 

Танки были расходным материалом, возможность достижения максимальных количественных показателей производства перевешивала потребность в улучшении качественных характеристик машины. Повторять печальный опыт немецких танкостроителей, когда освоение производства «Пантеры» чуть было не оставило вермахт вообще без танков, никто не собирался.

Т-44 пришлось ждать, пока его производство смогут наладить на вернувшемся из Кирова в Харьков заводе № 38 (переименован в № 75), до конца войны построили 190 машин, участия в боевых действиях принять они не успели.



Выпускали его до 47-го года, всего собрали порядка 1800 машин, после чего он уступил место своему прямому наследнику Т-54, который уже окончательно заменил Т-34



Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 и стальные противокумулятивные экраны, но новая машина получилась перетяжелённой и на вооружение принята не была.



Единственным вооруженным конфликтом, в котором участвовал Т-44, была Операция «Вихрь» (подавление Венгерского восстания в 56-м году). Интересно, что не воевавший в реальной жизни Т-44, стал чуть ли не самым воюющим танком в кинематографе. 

По иронии судьбы, на экране воевать ему пришлось, в основном, «за немцев». Просто часть списанных танков попали на Мосфильм, где их «загримировали» под Pz-IV и Pz-VI «Тигр». После соответствующей переделки танки становились мало отличимы от немецких машин (за исключением ходовой части, состоявшей из 5 опорных катков с каждой стороны, в отличие от расположенных в «шахматном» порядке 8-ми катков у «Тигра»). В роли «Тигра» его можно увидеть в фильмах «Освобождение» и «Они сражались за Родину». В 2004 году этот танк изображал Pz VI «Тигр» уже в фильме «Бункер».

Если же ему и доставалась роль наших танков, то он изображал Т-34-85, как в фильмах «Отец солдата», «Офицеры», «На пути в Берлин», «На дорогах войны», "Родная кровь", "Третья ракета" и "Пядь земли. Одним словом, как и многим дублерам, популярности и известности эти роли ему не добавили.

Сейчас действующий Т-44 можно увидеть в белорусском музее «Линия Сталина» недалеко от Минска, на площадке военной техники в музее «Брестская крепость-герой», в танковом музее «Кубинка» и в военном музее в подмосковном Падикове.


Т-44. В погоне за утраченным превосходством. Т-44. В погоне за утраченным превосходством. ,

Т-44 это танк, который вполне мог побороться с «Пантерой» за титул лучшего танка Второй мировой войны. Или, по крайней мере, вместе с Т-34-85 гордо носить звание «Танка Победы». Не сложилось. Впрочем, обо всем по порядку.

А.А. Морозов

«Пантеру» создавали в противовес Т-34, и её появление на поле боя кардинально изменило соотношение сил. Во встречном бою Т-34 оказался беспомощным перед «Пантерой». Победа в Курской битве далась танкистам ценой громадных потерь.

Перед советскими танкостроителями встала серьезная задача в срочном порядке восстановить преимущество. Одной из концепций дальнейшего развития стала концепция выравнивания боевых возможностей среднего танка относительно тяжёлого при условии сохранения превосходства среднего танка в скорости и манёвре. В полной мере она была реализована на танке Т-44, разработанном в 1943 - 1944 годах в КБ Уральского танкового завода № 183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова.

Т-44, в отличие от Т-43 был не глубокой модернизацией «тридцатьчетверки», а совершенно другим танком, который должен был ее заменить в роли основного и среднего танка РККА. Фактически, он стал первым в новом поколении танков и определил направление развития советского танкостроения на многие десятилетия вперед.

Пожалуй, основным новшеством было поперечное размещение двигателя, ставшее возможным после отказа от габаритной пружинной подвески Кристи и замены её торсионной. Применение повышающего редуктора между двигателем и расположенной параллельно коробкой передач уменьшило её размеры, воздухоочиститель убрали из развала цилиндров, более рационально скомпоновали систему охлаждения. Все эти мероприятия позволили уменьшить высоту корпуса на 300-мм по сравнению с танком Т-34 и сместить башню с 85-мм пушкой в центр корпуса. Появилась возможность, не нарушая центровки машины и не повышая ее массы по сравнению с Т-34, увеличить толщину лобового листа корпуса до 90-мм без перегрузки передних катков.

Тактико-технические характеристики:

Если сравнивать основные пункты ТТХ, получилась очень сбалансированная машина, превосходящая «Пантеру» по бронированию и подвижности, практически равная по вооружению, но значительно меньше и почти в полтора раза легче. Экипаж был четыре человека, но поскольку сократился за счет радиста, функционал командира не был перегруженным. Оставляли желать лучшего приборы наблюдения, но это уже проблемы не столько танка, сколько того уровня промышленности.

К сожалению, Т-44 так и не заменил Т-34. Несмотря на лучшие характеристики и изначально заложенный большой резерв по дальнейшему развитию (например, была предусмотрена возможность установки 100 мм пушки), предпочтение было отдано последней модернизации Т-34, а именно Т-34-85. Логика в этом решении, разумеется, есть. Т-34 к моменту появления Т-44 выпускался на шести заводах в количестве почти 1,5 тысяч в месяц. Перевод заводов на выпуск Т-44 означал резкое снижение объемов выпуска танков, что в условиях наступательных операций, успех которых обеспечивался массовостью применения, было недопустимо. 

Танки были расходным материалом, возможность достижения максимальных количественных показателей производства перевешивала потребность в улучшении качественных характеристик машины. Повторять печальный опыт немецких танкостроителей, когда освоение производства «Пантеры» чуть было не оставило вермахт вообще без танков, никто не собирался.

Т-44 пришлось ждать, пока его производство смогут наладить на вернувшемся из Кирова в Харьков заводе № 38 (переименован в № 75), до конца войны построили 190 машин, участия в боевых действиях принять они не успели.



Выпускали его до 47-го года, всего собрали порядка 1800 машин, после чего он уступил место своему прямому наследнику Т-54, который уже окончательно заменил Т-34



Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 и стальные противокумулятивные экраны, но новая машина получилась перетяжелённой и на вооружение принята не была.



Единственным вооруженным конфликтом, в котором участвовал Т-44, была Операция «Вихрь» (подавление Венгерского восстания в 56-м году). Интересно, что не воевавший в реальной жизни Т-44, стал чуть ли не самым воюющим танком в кинематографе. 

По иронии судьбы, на экране воевать ему пришлось, в основном, «за немцев». Просто часть списанных танков попали на Мосфильм, где их «загримировали» под Pz-IV и Pz-VI «Тигр». После соответствующей переделки танки становились мало отличимы от немецких машин (за исключением ходовой части, состоявшей из 5 опорных катков с каждой стороны, в отличие от расположенных в «шахматном» порядке 8-ми катков у «Тигра»). В роли «Тигра» его можно увидеть в фильмах «Освобождение» и «Они сражались за Родину». В 2004 году этот танк изображал Pz VI «Тигр» уже в фильме «Бункер».

Если же ему и доставалась роль наших танков, то он изображал Т-34-85, как в фильмах «Отец солдата», «Офицеры», «На пути в Берлин», «На дорогах войны», "Родная кровь", "Третья ракета" и "Пядь земли. Одним словом, как и многим дублерам, популярности и известности эти роли ему не добавили.

Сейчас действующий Т-44 можно увидеть в белорусском музее «Линия Сталина» недалеко от Минска, на площадке военной техники в музее «Брестская крепость-герой», в танковом музее «Кубинка» и в военном музее в подмосковном Падикове.


Подпишитесь на рассылку

Будьте всегда в курсе наших специальных предложений!

г. Москва м. Парк Культуры Кропоткинский пер. 4 стр. 1